Белорусский Экзархат

Воссоединение униатского духовенства на Полоцком церковном соборе и другие события 19 – начала 20 вв.

После кончины святителя Георгия (Конисского) и императрицы Екатерины II ситуация изменилась. При императоре Павле I (1796–1801), воссоединение униатов остановилось, и переход их в католичество не возбранялся. В 1798 году император учредил 2 униатские епархии: Брестскую (для Минской и Литовской губерний) и Луцкую (для Волынской и Подольской). Однако, не считая греко-католическую Церковь канонически самостоятельной, он подчинил ее католической коллегии. Последствием этой политики стала активная пропаганда католицизма и обращение в «латинство» как униатов, так и православных. Те же тенденции сохранились в конфессиональной политике в правление Александра I (1801–1825).

В царствование Николая I (1825–1855), стремившегося к укреплению консервативных начал и усилению значения православной Церкви, конфессиональная ситуация в Беларуси резко изменилась. Новый курс российского правительства совпадала с реформаторскими настроениями части униатских иерархов, которые были поддержаны в правительственных кругах. Однако участие части униатского духовенства в польском восстании 1830-1831 гг. не только остановило это сотрудничество, но и привело к возникновению идеи о полной ликвидации греко-католической Церкви. Эта идея получила свое воплощение на Полоцком Соборе, когда белорусские униатские епископы и остальное униатское духовенство подписали соборный акт о соединении униатской Церкви с православной  (12 февраля 1839). 25 марта акт был утвержден императором. В 1839 году с Православием воссоединилось свыше 1600 приходов и более 1 млн. 600 тыс. человек. В 1840 г. Синод предписал духовенству зап. губерний читать проповеди по праздникам и воскресеньям на понятном для прихожан языке, а руководству епархий больше заботиться о развитии народного образования. После Полоцкого собора часть бывших униатов перешла в католицизм, в 1842 г. Синод предписал присоединять их к православию, что вызвало протест со стороны католических иерархов.

Во 2-й половине XIX — нач. XX в. на территории Б. существовало 5 епархий: Полоцкая, Минская, Могилёвская, Гроднененская, значительная часть белорусских земель входила в состав Виленской епархии. В 1907 году было открыто Белостокское викариатство Гродненской епархии, резиденцией архиерея был Супрасльский монастырь; в 1910 г. учредено Слуцкое вик-ство Минской епархии; в 1913 г._— Двинское викариатство Полоцкой епрхии, в 1914 г.— Гомельское викариатство Могилёвской епархии. К 1914 году на территории современной Беларуси действовало 3552 церкви, 470 часовен и 35 монастырей. В Минске, Вильно, Могилеве и Витебске имелись духовные семинарии. При всех приходах существовали церковно-приходские школы.

Важным фактором церковной жизни в Беларуси являлась деятельность правосл. братств, возрождение которых началось в 60-х гг. XIX века Наиболее крупными из них были: Виленское Свято-Духовское, Витебское св. Владимира; Минское св. Николая; Могилёвское Богоявленское; в Полоцке — во имя свт. Николая и прп. Евфросинии.  Братства организовывали ссудные товарищества, активно развивали издательскую деятельность, публиковали периодические издания, популярные книги по гражданской и церковной истории Западной Руси, проводили публичные богословские чтения.