Белорусский Экзархат

Положение Церкви в 20-х – начале 40-х годов 20 века

После начала 1-й мировой войны церковная жизнь на белорусских землях, ставших ареной боевых действий, была парализована. Сразу же после установления советской власти в 1917 году духовенство и епархиальные учреждения подверглись гонениям и экспроприации, из ведения Церкви была изъята наиболее ценная недвижимость: архиерейские подворья, здания семинарий, духовных училищ, отдельных монастырей. В результате советско-польской войны к концу 1920 году была установлена новая граница между БССР и Польским государством: бывшие Гродненская и Виленская губернии оказались на территории Польши и Литвы, значительная часть Полоцкой и Минской губерний — в пределах Польши и Латвии. В октябре 1920 года, по благословению св. Патриарха Тихона, для районов Западной Беларуси, отошедших к Польше, была учреждена Пинско-Новогрудская епархия, на которую был назначен бывший викарий Полоцкой епархии, епископ Пантелеимон (Рожновский), прибывший в Новогрудок, где разместилось епархиальное управление, в августе 1921 года. Под давлением со стороны гражданских властей епископат православной Церкви в Польше встал на путь разрыва канонической связи с Московской Патриархатом. В январе 1922 года епископ Пантелеимон, за проявленную им верность св. Патриарху Тихону, был отрешен от управления епархией. В ноябре 1924 года Константинопольский Патриарх Григорий VII подписал томос о даровании Православной Церкви в Польше автокефалии. В апр. 1925 года Синод Православной Церкви в Польше официально провозгласил Польскую Церковь автокефальной в составе Константинопольского Патриархата. Все приходы, монастыри, духовные учебные заведения, а также епархиальные центры внутри польских государственных границ оказались в лоне новопровозглашенной Православной Автокефальной Церкви в Польше.

Восточная Беларусь (бывш. Могилёвская, а также большая часть Минской и Полоцкой губерний) оказалась под властью большевиков. На этих землях существовало около 1500 православных храмов, духовенство восточнобелорусских епархий подверглось репрессиям сразу же после установления советской власти. Весной 1922 года в БССР началась кампания по изъятию церковных ценностей, затронувшая 1445 храмов, находившихся в Центральной и Восточной Беларуси. За сопротивление изъятию ценностей в 1922 года был арестован архиепископ Полоцкий и Витебский Иннокентий (Ястребов). После ареста в мае 1922 года Патриарха Московского и всея Руси свт. Тихона в Могилёвской и Полоцкой епархиях широкое распространение получило обновленчество. 10 июля 1922 года духовенство и миряне Минской епархии во главе с Минским епископом Мелхиседеком (Паевским) в стремлении не допустить захвата обновленцами местных храмов провозгласила автономию Белорусской Церкви (фактически в границах Минской епархии) с возведением Мелхиседека в сан митрополита. В марте 1923 года он в сослужении с еще одним архиереем (имя к-рого пока неизвестно) хиротонисал себе в помощь 3 викарных епископов: на Бобруйское вик-ство — Филарета (Раменского), на Мозырское — Иоанна (Пашина) и на Слуцкое вик-ство — Николая (Шеметилло), открыто выступивших против обновленчества. 17–19 мая 1924 года в Могилёве обновленцы провели «Первый белорусский областной церковный собор», на к-ром попытались объединить свои силы в борьбе с духовенством, сохранившим верность свт. Тихону. Эта попытка, однако, не удалась. Возведенный на этом «соборе» в сан «митрополита» архиеп. Серафим (Мещеряков) уже в сентябре 1924 года оставил обновленчество и через покаяние был принят в общение с Православной Церковью. После выхода на свободу Патриарха Тихона все большая часть духовенства Восточной Беларуси стала возвращаться из обновленчества в каноническую Церковь. В Могилёвской епархии этому процессу во многом способствовали викарные Гомельские епископы: Варлаам (Рязанцев) и особенно Тихон (Шарапов). За сопротивление обновленчеству в мае 1925 года епископ Тихон (Шарапов) был арестован и выслан из Беларуси, в декабре 1925 года та же участь постигла митр. Мелхиседека (Паевского).

В 1-й половине 1927 года при поддержке ОГПУ обновленцы активизировали свою деятельность, в 1925–1935 гг. центром их деятельности являлся Минск,где жил обновленческий «митрополит» Даниил Громовенко. После выхода в свет  в 1927 году «Декларации» заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Сергия (Страгородского) духовенство Минской епархии 9–10 августа 1927 года провело епархиальный съезд под председательством епископа Филарета (Раменского), на котором заявило о провозглашении автокефалии Белорусской Православной Церкви. Причиной этого заявления было стремление духовенства Минской епархии хотя бы временно обособиться от смуты, поразившей в этот период Русскую Церковь. Однако эта инициатива не встретила поддержки в соседних Полоцкой и Могилёвской епархиях, таким образом в 1927–1935 гг. в Минской епархии одновременно существовали 2 православные иерархии: одна была представлена епископами-автокефалистами Филаретом (Раменским) и Николаем (Шеметилло), другая, подчинявшаяся митрополиту Сергию (Страгородскому), была представлена епископом Арсением (Смоленцем; 1927), епископом Павлом (Вильковским; 1927–1930), архиепископом Феофаном (Семеняко; 1931–1935). К маю 1929 года в Восточной Беларуси действовало 1123 храма, из них 424 (преимущественно в Полоцкой и Могилёвской епархиях) пребывали в каноническом подчинении митрополиту Сергию (Страгородскому), 386 церквей (прежде всего в Минской епархии) подчинялись епископам-автокефалистам, и 313 принадлежали обновленцам.

С весны 1929 года в Восточной Беларуси широчайший размах приобрела антирелигиозная пропаганда. В этом году был создан Белорусский антирелигиозный университет, 9 июня в Минске прошел 1-й всебелорусский съезд безбожников. Начались массовые аресты духовенства и мирян, сопровождавшиеся закрытием храмов. К началу 1932 года в Восточной Беларуси существовало около 500 церквей (включая обновленческие). Весной 1932 года власти арестовали архиеп. Полоцкого и Витебского Николая (Покровского), вместе с ним пострадала большая часть духовенства Полоцкой епархии. Весной 1933 года последовала очередная волна репрессий. На этот раз были арестованы: Могилёвский епископ Феодосий (Ващинский) и Слуцкий епископ Николай (Шеметилло), а также обновленцы: Витебский «архиепископ» Михаил Постников, Мстиславльский «архиепископ» Досифей (Степанов) и Слуцкий «епископ» Савватий (Засимович). В 1929–1933 гг. к различным срокам заключения (а часто и расстрелам) были приговорены сотни священников и тысячи мирян, после 1933 года количество действовавших православных храмов в Восточной Беларуси исчислялось несколькими десятками. В 1935 году была арестована группа духовенства, объединявшаяся вокруг Минского архиепископа Феофана (Семеняко). Также в 1935 году в результате тайных переговоров, состоявшихся между Бобруйским епископом Филаретом (Раменским) и Могилёвским архиепископом Павлином (Крошечкиным) была упразднена автокефалия, вынужденно провозглашенная в 1927 году. В 1935 году был арестован обновленческий «митрополит» Даниил Громовенко, на его месте в Минск прибыл «митрополит» Петр Блинов, до своего ареста в 1938 году он служил в Александро-Невском храме города. Последняя волна арестов духовенства и мирян в Восточной Беларуси пришлась на 1937–1938 гг., подавляющее большинство людей, арестованных в эти годы, было расстреляно. Тогда погибли Могилёвский архиепископ Павлин (Крошечкин) и сменивший его на этой кафедре епископ Александр (Раевский), в ноябре 1937 года был расстрелян епископ Филарет (Раменский). Летом 1939 г. в Восточной Беларуси власти закрыли последний официально действовавший православный храм, находившийся в Бобруйске. За исключением нескольких катакомбных церквей (2 находились в Могилёве и в Гомеле) в Восточной Беларуси с лета 1939 до лета 1941 года православные богослужение нигде не совершалось.

1 сентября 1939 года гитлеровская Германия напала на Польшу - началась Вторая мировая война. Немецкие дивизии быстро продвигались вглубь польского государства и к середине сентября достигли Западной Беларуси и Западной Украины. 17 сентября 1939 года, когда польская армия в целом была разбита и практически все исконные польские территории заняты немецкими войсками, Красная Армия перешла границу. Советское правительство намеревалось в условиях военных действий взять под защиту население Западной Беларуси. В пределах БССР оказались 3 епархии, входившие ранее в состав Православной автокефальной Церкви в Польше: Виленская, Гродненская и Полесская, в которых действовали около 800 храмов и 5 монастырей. Решением Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) от 17 октября 1939 года управление воссоединенными территориями было поручено архиепископу Пантелеимону (Рожновскому). Архипастырю был пожалован титул «Пинско-Новогрудский» и присвоено право ношения на клобуке бриллиантового креста, а также звание Экзарха Московской Патриархии по епархиям западных областей Беларуси и Украины. Архиепископ Пантелеимон разослал епископам подведомственных ему епархий послания, в которых запретил за богослужением поминать имя митрополита Варшавского и всея Польши Дионисия (Валединского) и предложил выслать декларации о признании канонической власти митрополита Сергия, декларацию прислал только Острожский епископ Симон (Ивановский). В ответ на действия владыки Пантелеимона архиепископ Пинский и Полесский Александр (Иноземцев) и епископ Волынский и Кременецкий Алексий (Громадский) самочинно учредили Синод, задачей которого было управление церковными приходами в пределах западной Украины и Беларуси. Деяния Синода ни Патриаршим Местоблюстителем Сергием, ни Экзархом его архиепископом Пантелеимоном признаны не были. В июле 1940 года архиепископу Пантелеимону было поручено управление Гродненско-Виленской епархией, кроме территорий переданных в 1940 году Литовской Республике, одновременно архиепископ Пантелеимон освобождался от исполнения обязанностей Экзарха Московской Патриархии. В конце октября 1940 года определением Московской Патриархии для наблюдения за исполнением в епархиях, расположенных в западных областях Украины и Беларуси, распоряжением Патриархии был учрежден Западный Экзархат во главе с архиепископом Николаем (Ярушевичем). Из западнобелорусских епархий в состав Экзархата вошли Гродненская и Полесская епархии.

В Западной Беларуси советские власти не стали прибегать к массовым репрессиям по отношению к духовенству и к закрытию храмов, как это было на Востоке. Однако они объявили о национализации церковной собственности, в школах запретили преподавание Закона Божия, была свернута книгоиздательская деятельность. В официальных средствах массовой информации был развернута антирелигиозная кампания. Некоторые священнослужители были арестованы по обвинению в пособничестве «врагам народа», репрессиям подвергались также православные педагоги в школах.