Юность будущего митрополита Иосифа (Семашко)
Мировоззрение юного Иосифа складывалось под воздействием противоречий, в которых жила его семья. Несмотря на непризнание правительством Российской Империи дворянских прав, Семашко, согласно собственным представлениям и в глазах окружающих, принадлежали к «панскому» польскому обществу. В то же время их быт и нравы мало отличались от быта и нравов украинских крестьян. Это коренным образом повлияло на формирование личности Иосифа, который до 12 лет воспитывался в окружении простого украинского народа и увлекался его песнями, сказками и преданиями, наполненными любовью к русской старине и негативным отношением ко всему польскому.Не менее противоречивыми были детские религиозные впечатления Иосифа. Семашко были единственными униатами в родном селе. Первые годы жизни Иосиф посещал православную церковь в родной Павловке, т.к. рядом не было униатского храма. Иосиф полюбил православную службу. Когда с 10-летнего возраста родители запретили ему ходить в православный храм и начали возить его в ближайший костел, католическая служба показалась ему театральным представлением.
Из детских воспоминаний владыки
Иосифа:
В латинском костеле
видел я, - вспоминает
святитель,- холодность к
вере высшего сословия,
неприличное кривляние
франтов, вместо
внятного богослужения -
невразумительное, вместо
приятного пения
оглушающий орган, с
ужасным ревом
подпевающего органиста
С 1809 по 1816 год Иосиф Семашко учился в гимназии г. Немиров Каменец-Подольской губернии, которую окончил первым в разрядном списке выпускников.
В 1820 г. будущий митрополит Иосиф Семашко окончил Главную духовную семинарию при Виленском университете со степенью магистра богословия и вышел оттуда не только без всяких предубеждений против Православной Церкви, но с сильным настроением против Папства.
Среди преподавателей семинарии митрополит Литовский с благодарностью вспоминал профессора ксендза А.Клонгевича, ставшего впоследствии Виленским епископом, и профессора русской словесности, переводчика И.И.Чернявского, зародившего в сердце Иосифа любовь к великой русской культуре.
Профессор семинарии ксендз Ходани говорил о Семашко:«Он так усердно трудится, что или возведет Римскую церковь в России на высшую степень могущества, или до основания разрушит ее, опираясь на свою превратную ученость».
Новый период в жизни митрополита Литовского Иосифа (Семашко)
был связан с искренним служением Греко-католической Церкви
Свое первое назначение будущий митрополит Иосиф получил в Луцкую епархию, в качестве кафедрального проповедника и профессора богословия Луцкой семинарии. Желая посвятить себя служению Церкви и своему народу, он отказался от семейной жизни, принял сан безженного иподиакона, а вскоре и диакона.
В 1821 году Иосиф (Семашко) был рукоположен во иереи и назначен местным епископом Иаковом (Мартусевичем) заседателем Луцкой консистории
В 1822 г. будущий митрополит Литовский был назначен асессором (заседателем) второго (униатского) департамента Римско-католической коллегии в Петербурге.
В Петербурге он вскоре получил звание каноника (23 марта 1823 г.), а потом и прелата (8 октября 1825 г.), что не помешало ему после многолетнего перерыва по велению сердца посещать православное богослужение.
Участие в Высшем церковном управлении Католической Церкви убедило прелата Иосифа в том, что Униатская Церковь постепенно перерождается в Польское Католичество и этот процесс невозможно остановить. Следствием стало то, что в 1827 г. отец Иосиф, несмотря на блестящие перспективы карьерного роста в Униатской Церкви, принял решение лично присоединиться к Православию, принять монашеский постриг и поступить в иноки Александро-Невской лавры.
Искренность убеждений будущего митрополита в превосходстве Православия подтверждает созданный в эти годы труд – «О Православной Восточной Церкви», который, к сожалению, остался незаконченным
В начале ноября 1827 г. Иосиф Семашко неожиданно получил от директора департамента духовных дел иностранных исповеданий Г.И. Карташевского предложение письменно изложить свои мысли о положении Униатской Церкви. Исполняя просьбу, прелат Иосиф, опираясь на Сенатский указ от 9 октября 1827 г., предписывавший восстановить древние обряды в униатском богослужении, составил записку «О положении в России Униатской Церкви и средствах возвратить оную на лоно Церкви Православной», которую подал Карташевскому 5 ноября 1827 г. В ней он предложил ряд мер, не только ограждающих униатов от латинизации и ополячивания, но и долженствующих привести их к воссоединению с Православием. Записка прелата Иосифа встретила заинтересованность императора Николая І, который сразу же дал ход исполнению описанных в ней мероприятий.
Смысл реформ, предложенных прелатом Иосифом, сводился к восстановлению самоуправления Униатской Церкви в рамках подписанных при заключении Брестской унии соглашений, оздоровлению церковного организма Унии. Последнее, согласно мнению прелата Иосифа, должно было способствовать возрождению в среде униатских священников свойственных Восточной Церкви форм духовной жизни и соответствующим образом повлиять на простой народ. Это естественно и без насилия вело униатов к возвращению к православному вероисповеданию.
22 апреля 1828 г. была учреждена греко-униатская коллегия под председательством митрополита Иосафата Булгака. Помощником митрополита был назначен Иосиф Семашко. Одновременно последовало очищение униатской церкви от латинских обрядов. В основу униатского обучения была положена православная система образования. Для униатов создавалась отдельная семинария в Жировичах, а в Полоцке предполагалось открыть Академию
В 1829 году Иосиф (Семашко) принял монашеский постриг и был хиротонисан во епископа (униатского) Мстиславского, викария Полоцкой епархии; 2 апреля 1833 года Высочайше определен епископом Литовской греко-униатской епархии.
Процесс подготовки Униатской Церкви к воссоединению с Православием был нарушен восстанием 1830-1831 гг. Участие в восстании отдельных представителей униатского духовенства поставило перед российским правительством вопрос о развитии среди униатов православной миссии.
В 1833 году была восстановлена Полоцкая православная епархия, во главе с петербургским викарием Смарагдом Крыжановским
Архиепископ Смарагд (в миру Александр Петрович Крыжановский; 1796—1863) — епископ Православной Российской Церкви. Возглавляя в 1833—1837 годах возрожденную при его участии Полоцкую православную епархию, Смарагд вел политику частичных присоединений белорусских униатов к православию. За 1833—1835 годы им было присоединено более ста тысяч униатов.
4 февраля 1834 г. в Полоцке состоялся съезд униатских епископов, на котором по предложению Иосифа (Семашко) было принято постановление:
1) ввести во всех униатских церквах богослужебные книги православного издания;
2) устроить в униатских церквах такие же иконостасы, какие существуют в православных;
3) ввести в употребление при униатском богослужении такую же утварь, какая существует в церквах православных.
26 мая 1835 г. был образован Секретный комитет по делам Греко-униатской Церкви, в который вошли: от греко-католиков – митрополит Иосафат Булгак и епископ Иосиф; от православных – свт. Филарет Московский, митрополит Петербургский Серафим и Тверской архиепископ Григорий; от правительства – министр внутренних дел Д.Н. Блудов, обер-прокурор Синода С.Д. Нечаев, П.А.Толстой, А.Ф. Голицын и А.С. Танеев.
Комитет под влиянием владыки Иосифа, который консультировал председателя Д.Н. Блудова, принял важные решения:
1) введение изучения греко-православного катехизиса в униатских семинариях;
2) восстановление иконостасов в униатских церквах;
3) подчинение униатских семинарий комиссии духовных училищ Св. Синода.
На пути к Полоцкому собору…
В начале 1838 г. скончались униатский митрополит Иосафат Булгак и Пинский епископ Иоасаф Жарский, противники воссоединения. 2 марта 1838 г. председателем греко-униатской духовной коллегии был назначен епископ Иосиф (Семашко), а Василий (Лужинский) — самостоятельным епископом Белорусской епархии. Таким образом, в униатской Церкви остались епископы, преданные владыке Иосифу и делу Православия. В декабре 1838 г. преосвященный Иосиф представил записку о необходимости безотлагательного присоединения униатов к Православию. Если униатское духовенство, считал Иосиф (Семашко), даст согласие на присоединение, «то и народ станет православным».
Записка Иосифа (Семашко) была передана на рассмотрение митрополитов Московского и Киевского, и те согласились с изложенными соображениями. Наиболее заметным стремление к воссоединению было в Литовской епархии. Белорусская епархия была менее подготовлена к воссоединению, и в ней среди части духовенства возникли сомнения в правильности упразднения унии.
Полоцкий Собор 1839 года
В Неделю Торжества Православия 12 февраля (по ст. ст.) 1839 г. в полоцком храме св. Софии состоялось соборное служение высшего униатского духовенства во главе с епископами Иосифом (Семашко), Василием (Лужинским) и Антонием (Зубко). На службе было опущено имя папы Римского, а вместо него поминались православные патриархи. Совместная Литургия и благодарственный молебен завершили приготовление воссоединения униатов с Православной Церковью.
После воссоединения владыке Иосифу предстоял не менее трудный подвиг полного преобразования и утверждения униатов в Православии.
8 сентября 1845 г. совершилось торжественное открытие Литовской семинарии в Свято-Троицком монастыре. «Слава Богу! не поверите, Ваше Сиятельство, как я счастлив сегодня, - писал графу Протасову Иосиф Семашко, - у меня не обошлось без слез, и я этого не стыжусь. Если бы мне пришлось завтра умереть - с радостью сказал бы я: ныне отпущаеши раба Твоего. Владыко, церковь Православная стала в Вильне твердою и очень твердою ногою».
После Полоцкого Собора…
После Полоцкого Собора владыка до конца жизни возглавлял Литовскую и Виленскую епархию, в которую входили территории всей западной части современной Беларуси. Виленская епархия полностью состояла из бывших греко-католиков. Возведенный в 1852 году в сан митрополита, высокопреосвященный Иосиф деятельно трудился над утверждением православной веры среди воссоединенной паствы.
Последний год жизни был для владыки годом духовных торжеств. Были возведены, обновлены и освящены все храмы Литовской епархии, среди них: Николаевский и Пречистенский соборы, Пятницкая церковь.
Блаженная кончина митрополита Иосифа (Семашко)
23 ноября 1868 г., в 35 минут первого часа пополудни, большой колокол Св.-Духова монастыря возвестил жителям Вильно о кончине великого архипастыря на 70-м году жизни и на 40-м году святительского служения.
Память о митрополите Иосифе (Семашко)
8 апреля 1890 г. старанием Литовского архипастыря Алексия был поставлен над могилою митрополита Иосифа кипарисовый крест с изображением по обеим сторонам распятия Спасителя. Внизу, у подножия распятия, с одной стороны креста поясное изображение митрополита Иосифа в архиерейском облачении, а с другой - изображение трех Виленских мучеников.
Постановлением Синода Белорусского Экзархата от 3 сентября 2012 года (журнал № 169) предписывается:
1. Установить во всех храмах Белорусской Православной Церкви ежегодное заупокойное молитвенное поминовение в день 23 ноября ст. ст. / 6 декабря н. ст. блаженной памяти Высокопреосвященных Иосифа (Семашко), митрополита Литовского и Виленского, Василия (Лужинского), архиепископа Полоцкого и Витебского и Антония (Зубко), архиепископа Минского и Бобруйского, и иных их сподвижников, потрудившихся в деле воссоединения белорусских униатов с Матерью-Церковью.
2. Принимая во внимание важность для белорусского народа исторической памяти о воссоединении униатов с Матерью-Церковью, служить во всех храмах Белорусской Православной Церкви 12 февраля ст. ст. / 25 февраля н. ст. или в ближайший воскресный день благодарственный молебен Господу Богу в память о даровании духовного единства белорусскому народу.
3. Ради утверждения исторической правды о Полоцком Соборе 1839 г. и его участниках архиереям и отцам благочинным Белорусской Православной Церкви рекомендуется проводить в своих епархиях и благочиннических округах семинары и круглые столы с привлечением церковных и светских специалистов по церковной истории Беларуси.