Приветствие Митрополита Филарета организаторам и участникам церковно-научной конференции «Нерушимость духовного единства — верность Христу». Кишинев, 5 сентября 2013 г.

05 сентября 2013

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Досточтимые организаторы и участники конференции!

Всечестные отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую начало работы конференции «Нерушимость духовного единства — верность Христу». Нынешнее собрание предваряет торжества, посвященные 200-летию учреждения Кишиневско-Хотинской епархии, которую поистине можно назвать закладным камнем в основании современного здания Православной Церкви Молдовы.

В сознании православных людей образ Молдовы прочно связан с просветительской деятельностью великого старца Паисия Величковского. Полагаю, его подвиг верности святоотеческому наследию, его благословенное стремление донести до современников огонь любви древних отцов — подлинный образец всякого богословского начинания, тем более обращенного к теме духовного единства.

Заповеданное апостолом Павлом единство духа в союзе мира (Еф. 4: 3) преподобный Паисий стяжал многими трудами. Начав их учебой в Киевской духовной академии, он далее собирает аскетические творения на Афоне. Именно там, на Святой горе, вокруг него начали собираться первые братья, составившие позже знаменитые общины Нямецкого монастыря. Его перевод и издание «Добротолюбия» стали событием величайшего значения не только для русского монашества, но и для всей культурной жизни наших стран. Дело святого старца было продолжено в Оптиной пустыни, куда в своих духовных поисках приходили Н. Гоголь, К. Леонтьев, Ф. Достоевский, В. Соловьев и многие другие. И ныне каждый культурный человек, читая их труды, косвенно становится преемником традиции, зерна которой были посеяны на молдавской земле.

Оглядываясь в церковную древность, мы видим, что единство народа Божия созидалось именно теми людьми, которые всем сердцем, и всею душею, и всем разумением, и всею крепостью (см. Мк. 12: 30) были преданы Богу. Они не только призывали к единству, но иявляли его своим любящим сердцем. Это было возможно, потому что на них, исполнивших закон Христов, исполнялось и Его обетование: Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14: 23). Господь говорит здесь о Пресвятой Троице. Она Сама, как это особенно ярко видно в житии преподобного Сергия Радонежского, становится исцеляющим, а затем и объединяющим началом личности и целых народов.

Любовь и свобода, смирение и простота характеризуют те отношения, в которых находятся Лица Пресвятой Троицы. Единство, к которому призваны мы, должно иметь те же свойства. Иначе оно будет недолговечным.

Когда-то отец Георгий Флоровский, размышляя о триадологии, а точнее об учении о Софии протоиерея Сергия Булгакова, верно замечал следующее. Проблематичность последней проистекает из неадекватного желания проникнуть в тайны Троического бытия, минуя проблематику христологии. То есть речь у отца Георгия шла о невозможности помыслить Троицу без того, чтобы Ее откровение было осознано в перспективе Боговоплощения, то есть конкретного Лица.

Полагаю, в социальном преломлении эти богословские суждения означают невозможность единства человечества без любви к конкретному ближнему. Невозможно добиваться единства глобального сообщества, если ты не можешь прийти к миру с соседями.

Сегодня мы с содроганием слушаем новости о жизни наших собратьев-христиан в Египте и Сирии. Количество жертв в одной только Сирии приближается к отметке 100 000 человек. Ненависть и вражда, безразличие и лицемерное разыгрывание политических карт оказываются путями развития гуманитарной катастрофы в регионе.

При этом мы слышим, как раздаются голоса христианских лидеров в защиту собратьев. Но слышит ли наши голоса кто-нибудь, кроме нас самих? Почему мы оказываемся бессильными?

Конечно, я не смогу ответить на эти, подобные укорам совести, вопросы. Но думаю, отсутствие верности Христу, которая, как правильно сказано в теме конференции, является условием нерушимости духовного единства, влияет на нашу слабость не в последнюю очередь.

Сегодня мы, чада единой Русской Православной Церкви, пребываем разделенными государственными границами. Молдова, Россия, Украина, Беларусь… Насколько наши народы ощущают свое единство, свою принадлежность к одной Церкви? Каждая народность, безусловно, вправе определяться с тем, кого считать своим стратегическим партнером, другом или врагом. Но вопрос заключается в том, что руководит людьми, совершающими подобный выбор: верность Христу или стремление ко греху? Наша задача — содействовать тому, чтобы единство христиан в любви содействовало единству и светского общества в правде.

Политические, социальные и экономические интересы должны быть подчинены стремлению сохранять единство Духа, иначе внутренняя пустота людей будет постоянным фактором риска, источником маргинального поведения, ведущего к дезинтеграции общества.

Переживая в эти дни за христиан Сирии и Египта, нам нужно ценить и бережно развивать то единство, которое пребывает в нашей Русской Церкви. Бережность заключается в том, чтобы не нарушить свободы своего соседа, но возрастить ее, словно хрупкий цветок, способный стать частью благоуханного букета соборной Церкви. И чудо заключается в том, что именно тогда, когда мы готовы с долготерпением оберегать хрупкость дружбы, у нас появляется сила и твердость противостоять ненависти.

Дай Бог, чтобы сегодняшняя конференция помогла нам осознать то лучшее, что есть в каждом из народов, входящих ныне в единую, соборную Русскую Православную Церковь.

Молитвенно желаю участникам конференции всех благ от Господа. Пусть Дух Святый нисходит на нас, очищает нас от всякия скверны и, укрепляя нас в вере, надежде и любви, хранит нас в единстве духа и союзе мира (см. Еф. 4: 3).

Христос посреди нас! И есть, и будет! Аминь!

+ Филарет,

Митрополит Минский и Слуцкий,

Патриарший Экзарх всея Беларуси

Пресс-служба Минской епархии