Архиерейский Собор утвердил общецерковное прославление преподобного Далмата Исетского
04 февраля 20134 февраля 2013 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заслушал доклад епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых.
Как сообщил владыка Панкратий, 30 мая 2012 года Синодальная комиссия рассмотрела вопрос прославления в лике общероссийских святых преподобного Далмата Исетского (1594 — 1697; прославлен в лике местночтимых святых Курганской епархии в 2004 году). Члены комиссии пришли к единодушному мнению, что для общецерковного прославления есть все основания.
За прошедшие годы почитание преподобного Далмата вышло далеко за пределы Курганской епархии. Частицы мощей преподобного Далмата в настоящее время находятся в десятках храмов различных епархий.
Священный Синод, в своем заседании от 26 июля 2012 года (журнал № 75), заслушав рапорт председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, постановил включить вопрос об общецерковном прославлении преподобного Далмата Исетского в повестку дня Архиерейского Собора.
На сегодняшнем пленарном заседании Архиерейский Собор утвердил общецерковное прославление преподобного Далмата Исетского.
Преподобный Далмат (в миру Дмитрий Иванович Мокринский) родился в 1594 году в Березове (сейчас поселок в Ханты-Мансийском округе). Сын казачьего атамана и крещеной сибирской татарки. Жил в Тобольске и состоял на государевой службе. Уволившись со службы, ушел в Невьянский монастырь, где принял постриг с именем Далмат. За свою начитанность и глубокую веру преподобный Далмат пользовался таким уважением братии, что они намеревались поставить его строителем монастыря. Но, не желая этой чести, стремясь к уединению, он тайно покинул Невьянский монастырь, выбрав местом подвига уединенное место — высокий обрывистый холм на берегу реки Исеть. Земли, на которых поселился преподобный, принадлежали татарскому мурзе Илигею, который дважды пытался изгнать его из своих владений. Но однажды ночью Илигею во сне явилась Богородица и повелела ему не трогать старца.
Спустя время вокруг пустынножителя собралась братия. В 1651 году преподобный Далмат обратился к царю Алексею Михайловичу с челобитной о пожаловании земель новому монастырю. К этому времени преподобным Далматом с братией были построены деревянная часовня, кельи и ограда, но им суждено было простоять менее года. Вернувшись из очередной поездки, святой Далмат застал на месте монастыря пепелище — кочевники разорили обитель, сожгли постройки, невредимой была найдена только икона Успения Пресвятой Богородицы. С тех пор эта икона стала почитаться как главная святыня Далматовского монастыря (в 1920-х годах утрачена). Вскоре монастырь возродился. В 1659 году по указу царя были установлены границы монастырской вотчины.
Обитель была первым русским поселением в долине Исети. Впоследствии Далматов Успенский монастырь сыграл важную роль в просвещении и хозяйственном освоении края, в течение века являлся форпостом в обороне восточных рубежей России от набегов калмыков, башкир и сибиских татар.
В 1662 — 1664 годах обитель вновь подверглась опустошительным набегам кочевников, но была вновь отстроена.
Преподобный Далмат, не искавший по своему смирению славы, до самой смерти оставался простым иноком, несмотря на то, что был основателем и устроителем монастыря. Однако авторитет преподобного был настолько велик, что его слово при разногласиях было решающим. Он всегда был сторонником строгого соблюдения канонов, и никакие обстоятельства не могли заставить его отступить от них. В таком же духе он наставлял и монастырскую братию.
Почил преподобный Далмат 25 июня 1697 года в возрасте 103-х лет и был погребен в монастыре на месте первой часовни, когда-то сожженной кочевниками. Еще при жизни преподобный Далмат изготовил себе гроб, который долгие годы хранился в сарае.
В XIX веке в связи с растущим числом исцелений по молитвам преподобному Далмату стала вестись запись, где фиксировались имена исцеленных и обстоятельства свершения чуда.
Братия монастыря бережно хранила память о преподобном и его вещи — келейную мантию и клобук, а также шлем и кольчугу (см. фото), подаренные мурзой Илигеем в знак примирения. Преподобный Далмат почитался в народе покровителем воинов, и перед отправкой в армию молодые люди обычно приходили к его гробнице, надевали на себя кольчугу и шлем.
Память преподобного Далмата совершается 25 июня / 8 июля и 24 июля / 6 августа.
Патриархия.ru, Православная энциклопедия / Church.by