Священный Синод принял положение об организации сестричеств и братств диаконической направленности

03 октября 2013

Заслушав рапорт митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Преосвященные члены Синода приняли решение утвердить (журнал № 115) проект «Положения об организации сестричеств и братств диаконической направленности».

Справка:

Архиерейский Собор 2011 года по итогам пленума Межсоборного Присутствия 2011 года в связи с утверждением документа «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» поручил комиссии Присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности разработать проект, регламентирующий деятельность православных сестричеств и братств диаконической направленности.

История сестричеств диаконической направленности в России восходит к середине XIX века. Их возникновение чаще всего было связано с народными бедствиями — эпидемиями, войнами, — во время которых большое количество больных и раненых было лишено ухода и находилось в тяжелых условиях. На основе изучения истории первых российских общин сестер милосердия (Свято-Троицкой, Никольской, Крестовоздвиженской), а также Марфо-Мариинской обители, можно выделить следующие их организационные особенности: Члены сестричеств были объединены православной верой и идеей христианского служения ближним; членами сестричеств были женщины всех сословий, чаще — незамужние и вдовые. При поступлении в общину сестры переезжали туда из дома на постоянное проживание. За свой труд сестры не получали жалования. Они находились на полном обеспечении общины, получая бесплатно жилье, одежду, питание, и им выдавалась лишь небольшая сумма на личные нужды. Основными направлениями деятельности сестричеств были: оказание медицинской помощи раненым, устройство хозяйственной жизни госпиталей, помощь малоимущим больным; попечение о детях, в том числе сиротах, о престарелых. Сестричества имели собственные благотворительные учреждения, содержавшиеся, как и все сестричество, на пожертвования частных лиц и капитал учредителей сестричеств. Как правило, таковыми были знатные и богатые вдовы. Главная роль в сестричестве принадлежала руководительнице общины. В своей деятельности сестричества руководствовались каноническими правилами, уставом Православной Церкви, законами Российской империи и внутренним уставом.

Уникальным явлением в начале ХХ века была Марфо-Мариинская обитель милосердия, в которой социальная работа стала особым видом церковного служения. Это была община, в которой общая духовная и богослужебная жизнь была основой проводимой социальной работы. После Октябрьской революции 1917 года деятельность сестричеств в стране была прекращена.

С начала 1990-х годов сестричества стали возрождаться. Как правило, изначально они устраивались для помощи больным в городских больницах, но со временем их деятельность расширялась, так как была востребована во многих сферах жизни общества. Сестричества создавали собственные социальные учреждения — богадельни, приюты, столовые для бедных, патронажные службы. Возникая как неформальные объединения православных верующих женщин, многие общины сестер милосердия постепенно приобретали черты оформленной организации со своим внутренним уставом, укладом, юридическим лицом, формой одежды. Сегодня, как правило, сестры милосердия живут дома, многие совмещают служение милосердия с основной работой. Они дежурят в больницах, помогают медицинским сестрам или ухаживают за больными дома, воспитывают сирот, заботятся о престарелых и бездомных.

Братства как религиозные общества появились в XV веке на юго-западе Руси. Они создавались для защиты Православия, а позже — для борьбы с расколами. При этом заметное место в деятельности братств занимала диакония: некоторые из них имели госпитали и богадельни, школы для обучения «убогих сирот», раздавали милостыню по госпиталям и тюрьмам, проявляли попечение о нищих.

В 1862 году во всех епархиях Западной России насчитывалось около одной тысячи братств. Но деятельность большинства из них ограничивалась участием в праздничных богослужениях и братских обедах (братчинах). Во главе братств стояли старосты или старшие братчики. Братчики были обязаны заботиться о содержании храма и причта и обладали определенными правами по отношению к храму.

Традиционные братства можно разделить на пять основных групп в соответствии с направлением их служения: религиозно-нравственное; миссионерское; церковно-благоустроительное; благотворительное; трезвенническое (братства или общества трезвости).

Первые три вида братств были преобладающими. Зачастую они имели большое политическое влияние. Для этих братств диаконическая, социальная деятельность не была основной.

В XIX веке после отмены крепостного права в России при храмах стали открываться приходские благотворительные общества, наиболее крупные из которых назывались братствами. Это были добровольные объединения людей, желающих безвозмездно помогать ближним — сиротам, престарелым, инвалидам, больным, живущим на территории данного церковного прихода.

Первое приходское благотворительное братство — Христо-Рождественское Александро-Иосифское — было создано в Санкт-Петербурге в 1863 году при храме Рождества Христова на Песках. В 1864 году император Александр II издал закон, утверждающий церковно-приходские братства в России. Устав каждого братства после благословения правящего архиерея утверждался в Министерстве внутренних дел. Благотворительные братства на территории своего прихода устраивали богадельни, приюты для сирот, открывали бесплатные и дешевые столовые и квартиры, занимались просветительской деятельностью.

Одной из разновидностей братств были братства трезвости, по своей сути представлявшие общества взаимопомощи. Они имели своей целью помощь в исцелении от недуга пьянства или наркомании, пропаганду трезвенности и религиозно-нравственных ценностей. В них входили как мужчины, так и женщины (как правило, жены и матери страдающих от алкоголизма или наркомании мужчин). После Октябрьской революции 1917 года братства пытались защищать православные храмы и монастыри, однако, вскоре были закрыты.

Сегодня, как и в конце XIX века, деятельность братств и обществ трезвости не ограничивается одним направлением: по мере своего развития они начинают участвовать во всевозможных диаконических проектах и программах. Через служение в сестричествах и братствах христиане научаются любви, самоотверженности, кротости, долготерпению, смиренномудрию и другим добродетелям.

Patriarchia.ru/Church.by